Для ритейлеров, занятых товарами первой необходимости, период карантина был похож на затяжную
Чёрную пятницу с непрерывным потоком покупателей, которые сметали с полок товары длительного пользования: консервы, санитайзеры и туалетную бумагу. Остальным пришлось намного тяжелее: необязательные покупки отошли на второй план, а закрытие торговых центров, магазинов и ресторанов фактически привело к остановке бизнеса.
Сейчас можно уверенно сказать, что с наименьшими потерями из кризиса вышли те, кто сделал ставку на цифровые каналы и дистанционные услуги. Наибольший рост показали инструменты для дистанционного обучения и удалённой работы, доставка из магазинов и ресторанов, онлайн-игры и wellness-приложения. Что ещё важнее, для многих
опрошенных McKinsey & Company карантин стал поводом впервые ими воспользоваться. Число новых клиентов по всему спектру онлайн-услуг выросло по меньшей мере на четверть, в образовании, видеосвязи и телемедицине — более чем на треть.
Здесь интересен не столько опыт цифрового бизнеса, для которого карантин стал точкой роста, сколько меры, предпринятые традиционными ритейлерами в ответ на новые вызовы. Эти решения сработали в период вспышки коронавируса и помогают им вернуться к росту сейчас.
Для IKEA, магазины которой в Китае были закрыты с января по март, кризис стал поводом для
экспериментов. Компания, главным для которой всегда был покупательский опыт в офлайн-магазинах, в марте открыла свой интернет-магазин на площадке маркетплейса Tmall, входящего в Alibaba Group. Компания не планирует сотрудничать с другими площадками, и опыт с Tmall, вероятно, будет иметь большое значение для её цифровой стратегии.